Дополнительная общеразвивающая программа "Аппликация"

    
В современном образовании важная роль в воспитании личности отводится учреждениям дополнительного образования детей.
Духовность, нравственность, творчество, самореализация – основополагающие ценности, возможности в становлении личности, но достаточно сложный и длительный процесс. Данная проблема отразилась во внедрении Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Повысилась значимость и востребованность в образовательных программах художественно-эстетической направленности, как связующее звено общего и дополнительного образования детей. Актуальность данной программы заключается еще и в том, что через приобщение детей к искусству декоративно-прикладного творчества, которое основано на народных традициях, оказывает влияние на формирование их художественного вкуса, развитие творческих качеств личности. Открываются пути для дальнейшего совершенствования в областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом. 
         Педагогическая целесообразность программы в возможности посредством рукоделия, а именно, изготовлением различных поделок и сувениров, изучением истории древних славян понять суть традиционной славянской культуры. Для формирования художественного мировоззрения ребёнка важно знакомство с народным искусством, народными традициями семьи, являлась основой для формирования и сохранения особенностей быта и поведения людей предшествующих поколений, а «… человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определять свое место в мире, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем» (Ч.Айтматов).
        Образовательная программа «Аппликация» разработана на основе многолетнего
педагогического опыта работы и составлена в соответствии с программой для внешкольных учреждений детей и образовательных школ «Культура быта», (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду). М. «Просвещение» 1982 год, Одобрено главным управлением Министерства просвещения СССР и рекомендовано внешкольным учреждениям. Положены идеи концепции духовно-нравственного развития, задачи Федерального государственного образовательного стандарта. Изучена специальная литература авторов Ю.П. Азаров, Д.Б. Элькония, У.В. Данкевич, В.И. Журавлев. 
        Новизна программы отражается в самом содержании, которое включает разнообразные виды деятельности: работа с бумагой и картоном, природным материалом, кожей, пластилином и соленым тестом. Разнообразный материал дает возможность ребенку развивать все художественно-эстетические возможности 
     Цель: формирование общекультурной, познавательной личности в процессе обучения специальным знаниям, умениям, навыкам по декоративно-прикладному творчеству.

Задачи: 
  • познакомить с историей и развитием декоративно-прикладного творчества;
  • научить применять инструменты и оборудование по декоративно-прикладному творчеству, основным технологиям по работе с материалами;
  • развивать художественные способности, познавательность, самостоятельность, умение управлять и контролировать свою деятельность, проявлять инициативу;
  • воспитывать сознательное отношение к собственному труду и окружающих, уважать мнение других, самоуважение и самооценку.
     
Для достижения поставленных задач используются педагогические технологии: здоровье сберегающие, проектные и игровые методы, личностно-ориентированные, развивающие технологии, индивидуальный подход к каждому ребенку. Организовывается учебно-творческая деятельность детей с учетом дидактических принципов, приемов и форм работы декоративно-прикладного искусства, учитывая индивидуальные возрастные особенности детей. 
     Содержание программы включает в себя разделы: работа с бумагой и картоном, лепка с пластилина и соленого теста, работа с природным материалом и кожей. 
На занятиях 1 года обучения обучающиеся знакомятся с природой родного края, овладевают специальными знаниями, умениями, навыками по работе с картоном и бумагой, знакомятся с различными видами аппликации по мотивам народных промыслов, а так же обще-графическими навыками. На 2 году обучения закрепляют и совершенствуют знания, полученные на занятиях первого года обучения. На 3 году обучения, получив необходимые знания, умения, навыки обучающиеся знакомятся с жизнью и бытом древних славян, с видами декоративно прикладного творчества: лепка, плетение, художественное вырезание из бумаги. В творческой группе содержание программы направлено на развитие способности к творческому совершенствованию, оптимальной, качественной и количественной результативности на основе личных возможностей.
      В программе большая часть времени отводится практическим занятиям. Предусмотрено
изготовление различных поделок и сувениров: различные виды аппликаций, славянские травяные обереги-которые охраняют дом от различных бед и украшают интерьер. Настенные панно и картины из камней, ракушек, рыбьей чешуи и многое другое. А также изучение «Цветочного этикета», «Аранжировка сухими и искусственными цветами»,умение подбирать цветы и составлять букеты и др. Делая своими руками картины и обереги, сувениры и поделки у детей будет развиваться любовь к красоте и декоративно-прикладному искусству.
    Программа предусматривает три года обучения с последующей возможностью обучения в творческой группе. Возраст детей от 7 до 15 лет. 
1 год обучения-144 ч.2 раза в неделю по 2 часа, 15 человек;
2 год обучения-144 ч.2 раза в неделю по 2 часа, 12 человек;
3 год обучения-144 ч.2 раза в неделю по 2 часа, 10 человек;
творческая группа -216 ч.2 раза в неделю по 3 часа, 6-8 человек.